Искусство эпохи Возрождения

10 класс (2 часа)

raz 0002

Вступление

Лекционная форма проведения урока открывает перед учителем широкие возможности продемонстрировать учащимся эрудицию, знания предмета, владения культурой речи, вовлекать школьников в решение сложных проблем. Организуя урок школьной лекции преподаватель должен четко представлять себе тему урока, ее цели и задачи, и подбирать материал таким образом, что бы не разбрасываться в ходе урока, отвлекаться от основной проблемы на второстепенные моменты. Главным аспектом школьной лекции является то, что в отличие от вузовской здесь должна быть видна и работа учителя, и деятельность учеников. Одностороннее воспроизведение материала урока (каким бы он не был интересным и проблемным) без непосредственного участия школьников не даст ожидаемого результата. Поэтому при подготовке к такому уроку необходимо:

  • подбирать материал таким образом, чтобы формировать у школьников восприятия главных аспектов темы;
  • речь учителя не должна засоряться “словами-паразитами”, а сам материал должен излагаться четко и обоснованно, со ссылкой на источники;
  • излагая материал урока, учитель обязан ориентировать учащихся не на механическое конспектирование и запоминание, но на творческое осмысление концепции лекции;
  • готовясь к лекции преподаватель обязан учитывать индивидуальные способности детей к конспектированию, и поэтому подача материала должна быть в такой форме, которая позволит каждому ученику зафиксировать, осмыслить проблемы, освещаемые на уроке;
  • лекционная форма урока не должна сводиться только к речи учителя, который обязан вовлечь школьников в активное обсуждение излагаемых аспектов темы;
  • желательно, что бы учитель излагал материал понятным ученикам языке, не прибегая к слишком сложным научным терминам и понятиям;
  • наиболее оптимальный вариант школьной лекции — это изложение материала с последующим его обсуждением.

Организация и проведение урока по теме “Искусство Эпохи Возрождения”.

При организации урока по данной теме в 10 классе преподаватель должен учитывать то обстоятельство, что учащиеся в 7 классе при изучении курса истории Нового времени уже получили определенную сумму знаний по истории искусства Ренессанса. Поэтому, при изложении материала учитель должен опираться на полученные ранее школьниками знания, умения и навыки, развивать их, при этом выходить на новый виток процесса обучения, который углубляет первоначальные знания, расширяет кругозор учащихся, продолжая формировать мировоззрение, культуру каждого ученика. Следовательно, главная цель данного урока – продолжить формировать у школьников гуманистическое мировоззрение, понимание искусства как формы выражения действительности, а также формирования этических и эстетических взглядов

Урок по данной теме рассчитан на два спаренных часа и проводиться с использованием информационных технологий (компьютера, диапроектора) для демонстрации шедевров эпохи Возрождения.

Задачи урока:

  • сформировать представление о месте Ренессанса в культуре мировой цивилизации;
  • показать особенности развития искусства Эпохи Возрождения в различных странах Европы;
  • дать представление о периодизации Ренессанса, изменениях, происходивших в искусстве в эти периоды;
  • акцентировать внимание учащихся на главных тенденциях развития искусства XIV – XVI веков;
  • продолжить формировать у учащихся самостоятельной работы с дополнительными материалами, источниками, шедеврами искусства;
  • содействовать воспитанию школьников в духе гуманизма, пониманию необходимости творческого восприятия различных мнений и точек зрения;
  • продолжить формировать у школьников этических и эстетических взглядов.

План урока:

  1. Ренессанс, Возрождение: искусство и мировосприятие.
  2. Итальянское Возрождение.
  3. Искусство Северного Возрождения.
  4. Эпоха Возрождения в России.
  5. Место и роль Ренессанса в культуре мировой цивилизации.

Оборудование: диапроектор, экран, классная доска историческая карта, компьютер, репродукция шедевров Возрождения, учебник, дополнительный материал (// ПиШ 1998 — 2002 гг.; энциклопедические словари, Г. Вейс История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3 т., т. 2-3. М. Эксмо-Пресс 2000 г.).

Ход урока.

В начале урока учитель обращает внимание учащихся на заранее написанный на доске план урока, который призван помощь помощь им следить за логикой рассуждения педагога в ходе лекции, а также в процессе конспектирования. Далее учитель излагает основную цель урока: “какие изменения произошли в искусстве, мировосприятии человека в эпоху Ренессанса, как начал ощущать человек себя в мире и в обществе, какие новые идеи появились в искусстве, как и через что они выражались, почему это время называют Возрождением (Ренессансом)”? Опираясь на первоначальные знания учащихся проводится актуализация урока по следующим вопросам:

  • Что такое Возрождение (Ренессанс)?
  • Какое время данная эпоха охватывает?
  • Охватил ли Ренессанс всю европейскую цивилизацию или нет? (обосновать свою точку зрения)
  • Что в это время возрождалось?

Обобщая ответы учащихся преподаватель говорит о том, что Возрождение или Ренессанс – явление в истории европейской цивилизации, охватывающее время с конца XIII по XVI век, которое было характерно для всех стран Европы. Она ознаменовала собой переход к новому времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость. Учитель акцентирует внимание учащихся на том факте, что начало Ренессансу было положен в Италии. Далее идет просмотр авторского фильма “Искусство Итальянского Возрождения”.

Итальянское Возрождение

После просмотра фильма происходит обсуждение:

  1. Какие изменения произошли в философии искусства?
  2. Почему в качестве основы философии гуманизма были взяты принципы античности (Древний Рим и Древняя Греция)?
  3. Какие изменения перетерпела в период Возрождения само искусство?

Обобщенные ответы фиксируются учащимися в рабочих тетрадях.

Ренессанс был периодом расцвета культуры, массового увлечения античностью, особенно классическим Римом. Главной идеей, владевший с XIV по XVII века просвещенными умами Италии и других стран Европы, было возрождение античной культуры. Считалось, что процветавшее в Римской империи литература, скульптура и архитектура были затем уничтожены варварами – готами, от которых происходит название средневековой архитектуры – “готика”, чтобы затем снова возродиться в Италии. Писатели и художники все больше постигали прошлое. Они начали различать в нем отдельные периоды: за прекрасной античностью следовала эпоха варварства, которую они первыми назвали “темными веками”. Отыскать, собрать и сохранить все, что осталось от античности было одним из примет того времени. Были обнаружены рукописи Цицерона, а флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески вместе со своим другом скульптором Донателло (1386 — 1466) изучили, измерили и зарисовали руины Древнего Рима. Другим направлением интереса к наследию прошлого стали попытки копировать античные шедевры, в надежде исправить таким способом средневековые нравы. (Демонстрируется полотно Боттичелли “Рождение Венеры” в ракурсе античной статуи “Стыдливая Венера”).

b0005

Архитекторы следовали таким римским образцам как Колизей и Пантеон

image image

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль (1509 – 1511), вдохновенный учениями древнегреческий философ Платона и Аристотеля выполнил фреску “Афинская школа”, изобразив великих мыслителей в центре. Так Европа начала приклоняться перед философией рационализма.

image

Таким образом, Возрождение – умственное и художественное движение, выразившееся в стремлении восстановить греко-римскую образованность посредством изучения классической литературы, в разыскивании образцов античного искусства. Художники, архитекторы  эпохи стремились достигнуть в своих произведениях совершенных форм классических мастеров.

В современной истории искусства эпоха Возрождения подразделяется на три периода:

  • Проторенессанс ( вторая половина XIII – конец XIV века);
  • Высокий Ренессанс (XV – начало XVI века);
  • Поздний Ренессанс (XVI – XVII века).

Ренессанс имеет также территориальное разделение (Италия и Испания) относятся к так называемому Южному Возрождению. Такие страны как Франция, Нидерланды, Англия, Германия представляют Северное Возрождение.

Характерной чертой нидерландской (фламандской), германской живописи эпохи Возрождения было то, что мастера отдавали предпочтение портретной живописи, пейзажу и натюрморту. В сюжетном отношении здесь преобладающим были аллегория, церковная живопись и портретная и пейзажная реальность. В искусстве Северного Возрождения преобладающими чертами были большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению. Крупнейшими представителями Северного Возрождения являются: в Нидерландах – Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель (Старший), Питер Брейгель (Младший); во Франции – Жан Фуке, Жан и Франсуа. Клуэ, Жан Гужон; в Германии – Альбрехт Дюрер, Матис Нитхардт, Лукас Кранах (Старший), Ханс Хольбейн (Младший). Естественно в течение урока невозможно досконально разобрать творчество каждого из представителей Северного Возрождения. Поэтому можно остановиться на общих чертах Северного Ренессанса и продемонстрировать учащимся некоторые произведения искусства, с тем чтобы акцентировать внимание на различиях Итальянского и Северного Возрождения. В качестве такого материала мы предлагаем произведения Микеланджело и Ян ван Эйка. Поставив перед учащимся задачу найти черты, характерные для того и другого.

image   image

XIV – XVI века ознаменовали собой эпоху Возрождения в Московской Руси. В отличие от европейского Ренессанса, в основу которого было положено античное искусство, на Руси основополагающим стали принципы Византийской и Древнерусской культуры и искусства. Начало русского Ренессанса связывают с именем Андрея Рублева (1360 — 1430). Здесь желательно акцентировать внимание учащихся на личности художника и некоторых его биографических данных.

Наиболее ярким выражением русского Возрождения стало религиозное подвижничество, например деятельность Сергея Радонежского. Оно давало людям вдохновляющие примеры последовательного служения высокой цели. Христианство стало основой духовного подъема Руси, которое нашло свое выражение в быстром возрождении всех составляющих культуры: развитии русского языка и письменности, фольклора, архитектуры, музыки. Таким образом, XIV – XVI века стали на Руси эпохой становления русской культуры. Древняя Русь уходила в прошлое, застывая в великолепных храмах, иконах, рукописях, первых печатных книгах. Начиналось новое время. 

Демонстрируются шедевры русского зодчества и иконописи

Таким образом, Ренессанс стал переломным моментом в истории Европы и России, временем перехода от средневековья к Новому времени.

Завершающая часть урока

В завершении урока делается общий вывод о значении Ренессанса в истории искусства и цивилизации. Краткая запись в тетрадях основных выводов. В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить доклад на темы:

  1. Леонардо да Винчи: человек и художник эпохи Ренессанса
  2. Новаторство в искусстве Микеланджело
  3. Проторенессанс — начало Возрождения
  4. Традиции и новаторство в Северном Возрождении
  5. Мир в искусстве Возрождения
  6. Человек и вера в Русском Возрождении (по творчеству Андрея Рублева)

Оставьте комментарий